На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

История Вооруженных Сил Кыргызстана

 Строительство Вооруженных сил Кыргызской Республики началось, как и у всех бывших республик СССР в 1991-92 гг. В основу возникновения ВС КР легли два президентских указа:

  • "О формировании республиканского Государственного комитета Республики Кыргызстан по делам обороны" (от 13 января 1992 г.);
  • "О принятии под юрисдикцию воинских соединений, частей и учреждений бывшего Советского Союза, дислоцированных на территории Кыргызстана" (от 29 мая 1992 г.).

В конце 1993 года Государственный комитет республики по делам обороны был преобразован в Министерство обороны Кыргызской Республики.
С начала своего существования в отношении ВС КР был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МО республики. К их числу можно отнести законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О национальной безопасности", а также Военную доктрину на переходный период до 2010 г.

Вооруженные Силы Кыргызской Республики в мирное и военное время состоят из органов политического, военного управления, соединений, частей и учреждений Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Внутренних войск МВД, Национальной гвардии, Службы национальной безопасности, Пограничной службы СНБ, Службы государственной охраны и органов военной юстиции Кыргызской Республики.

Кроме этого существуют силы немедленного реагирования (СНР) в состав которых в соответствии с Военной доктриной республики вошли мобильные подразделения специального назначения полного состава министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, национальной гвардии, службы национальной безопасности.

В 1998 году в структуру Министерства обороны были включены пограничные войска. Их численность составляет порядка 3 тысяч человек. Что касается наследства СССР, то стоит отметить, что после распада СССР от Среднеазиатского военного округа под юрисдикцию Кыргызстана перешли Койташская и Ошская бригады. Именно они и составили основу Вооруженных сил республики.

В предыдущие годы из-за сворачивания финансирования численность Вооруженных сил была сокращена на 5 тысяч человек, что негативным образом отразилось на поддержании внутриполитической стабильности Кыргызстана.

Вооруженные силы республики насчитывают 1 мотострелковую пехотную дивизию, состоящую из 3 мотострелковых полков, 1 танкового, 1 артиллерийского полка, 1 полка ПВО, а также 1 отдельной горной бригады.

В связи с низким уровнем престижа ВС Кыргызстана личный состав сформирован за счет сельской молодежи кыргызской национальности, и частично русской - за счет русскоязычного населения на севере страны. Большинство личного состава имеет среднее образование. Вместе с тем новый глава министерства обороны Кыргызстана Исмаил Исаков издал приказ, согласно которому в армию будут призывать в 20 лет и с высшим образованием, а не с 18, как было до этого.

Исаков подчеркнул, что по сравнению с 2005 годом, "число военнослужащих срочной службы с высшим образованием поднялось до 5%, а количество призывников старше 20 лет выросло на 22%".

Военное финансирование на сегодня приравнивается к финансированию других министерств, что не позволяет ВС КР выполнять возложенные на них задачи. Военный бюджет остается на уровне порядка 460 миллионов сомов, а вопрос о приобретении военной техники, как и в прошлые годы, на сегодня остается открытым.

Критическая ситуация, сложившаяся в Вооруженных Силах, вынудила Жогорку Кенеш (Парламент Кыргызстана) принять закон "О военизированных населенных пунктах", в котором определяется статус городов и поселков, расположенных в приграничной зоне, права и обязанности граждан, проживающих там.

В законе также определен перечень населенных пунктов, подпадающих под этот законодательный акт.

Согласно новому закону, в приграничных районах республики вводится особый режим проживания, специальная контрольно-пропускная система и обязательный порядок регистрации.

Утверждаются ограничения для приезжающих сюда граждан. Жители особых территорий теперь вправе приобретать, хранить, носить при себе и использовать оружие в пределах, предусмотренных новым законом. Ополченцы будут получать за свою службу денежное вознаграждение.

В результате современная армия Кыргызстана представляет собой непрестижную, морально подавленную, малообеспеченную, профессионально неподготовленную, финансово ограниченную и не обладающую современными видами техники и вооружения структуру, которая призвана при всех вышеуказанных "достоинствах" заниматься обеспечением военной безопасности республики.

Вместе с тем реформа Вооруженных Сил, о которой уже несколько лет говорили на разных уровнях, постепенно начинает сдвигаться с мертвой точки.

В правительстве Кыргызстана уже давно начали поговаривать о реформировании вооруженных сил с учетом изменившейся геополитической ситуации в регионе.

И военная реформа не заставила себя долго ждать. В 1998 году была создана программа по проведению военной реформы в кыргызских Вооруженных Силах, но назвать ее реформой можно с большой натяжкой.

Реформа, в общепринятом смысле этого слова, подразумевает разработку и принятие концептуальной программы, в которой должна быть отображена концепция национальной безопасности, а также составлен каталог угроз, меры, которые должны принимать ВС по их ликвидации, в том числе - реорганизация армии в соответствии с теми целями и задачами, которые она должна выполнять.

Но кыргызская военная реформа ограничилась лишь штатной реорганизацией частей и подразделений Министерства обороны.

Второй попыткой стало принятие Военной доктрины Кыргызской Республики на переходный период до 2010 года, утвержденной 23 марта 2002 года Решением Совета Безопасности.

Согласно ей Вооруженные силы Кыргызстана должны стать профессиональными, в основе которых будут находиться компактные и мобильные подразделения, необходимые для обеспечения безопасности страны и способные быстро реагировать на возможные угрозы.

Речь идет о создании сил охраны государственной границы, сил немедленного реагирования, сил быстрого развертывания и сил общего назначения. Данные подразделения должны будут укомплектованы военнослужащими из числа сверхсрочников или контрактников.

Силы общего назначения составляют основу Вооруженных Сил Кыргызстана, содержатся в готовности к мобилизационному и оперативному развертыванию в составе заблаговременно созданных группировок.

Предназначены для отражения агрессии извне и изгнания агрессора (крупных формирований международного терроризма) с территории Кыргызстана самостоятельно или в составе коалиционных группировок вооруженных сил участвующих государств.

Силы быстрого развертывания состоят из органов управления, соединений, частей и подразделений сокращенного состава, содержатся в готовности к доукомплектованию, оперативному развертыванию на заданных направлениях в целях наращивания боевых возможностей группировок сил немедленного реагирования и охраны государственной границы в приграничном вооруженном конфликте любого масштаба, а также для прикрытия государственных объектов, имеющих важное стратегическое значение. Могут применяться самостоятельно или в составе коалиционных группировок Вооруженных Сил участвующих государств.

Силы немедленного реагирования состоят из мобильных частей и подразделений специального назначения полного состава МО, ВВ МВД, СНБ, Национальной гвардии и содержатся в постоянной готовности к выполнению задач прикрытия государственной границы, обеспечения развертывания других сил, локализации и уничтожения бандформирований международных террористов в приграничной зоне во взаимодействии с силами охраны государственной границы.

Строительство Вооруженных Сил Кыргызской Республики осуществляется в три этапа в соответствии с задачами обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями государства:

  • первый этап - с 2002 года по 2003 год;
  • второй этап - с 2004 года по 2007 год;
  • третий этап - с 2008 года по 2010 год.

На первом этапе планировалось:

  • создание эффективной законодательной базы в области обеспечения военной безопасности в соответствии с изменениями военно-политической обстановки;
  • завершение оперативного планирования применения и всестороннего материально-технического обеспечения Вооруженных Сил;
  • совершенствование подготовки сил немедленного реагирования для выполнения задач по противодействию проникновения бандформирований международных террористов на территорию Кыргызской Республики.

На втором этапе:

  • подготовка и содержание Вооруженных Сил, способных после доукомплектования и отправки на место выполнять задачи в вооруженных конфликтах локального масштаба самостоятельно или в составе Коллективных Сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.

На третьем этапе:

  • подготовка и содержание Вооруженных Сил, способных самостоятельно или в составе Коалиционных Вооруженных Сил государств-участников ДКБ выполнять задачи в вооруженных конфликтах регионального масштаба.

Главной целью военного строительства в Кыргызстане является создание небольших, горных, компактных и мобильных Вооруженных Сил, оснащенных современным вооружением, военной техникой, обеспеченных материальными средствами для ведения военных действий в условиях высокогорья, способных в короткие сроки гарантированно обеспечить защиту территориальной целостности, конституционного строя, суверенитета и граждан.

Этому есть свое объяснение, так как пересеченная местность республики, особенно в высокогорье, резко снижает эффективность не только существующих бригад и батальонов, обученных по советской методике действовать во взаимодействии друг с другом, но и рот, и взводов.

В результате Министерством обороны была проведена реорганизация структурных подразделений: вооруженные силы перешли от системы полк-дивизия, к системе батальон-бригада, которые могут автономно действовать в тех или иных направлениях.

Конечно, на сегодня Вооруженные Силы Кыргызстана находятся на стадии преобразований. Но ограниченное финансирование армии республики практически сводит к нулю реализацию принятой Военной доктрины.

Вместе с тем при недостатке собственных ресурсов наиболее реальным способом обеспечения безопасности Кыргызстана является участие в региональных системах коллективной безопасности.
Это понимают в Бишкеке, в результате чего Кыргызстан является членом ОДКБ и ШОС.

Однако существующие между республиками Центральной Азии противоречия не дают полной гарантии безопасности Кыргызстана.

Во второй половине 2006 года в республике был создан новый вид вооруженных сил - силы воздушной обороны (СВО), в перечень обязанностей которых сил вошли защита и прикрытие государственных, стратегических, военно-промышленных объектов и группировок войск Кыргызстана.

По конституции главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент Кыргызской Республики. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами, назначает и сменяет высшее командование. Центральным органом государственного управления Вооруженными Силами является Министерство обороны. Его Главный штаб - основной орган оперативного управления Вооруженными Силами Кыргызской Республики.

Министерство обороны несет ответственность за состояние всех Вооруженных Сил и их дельнейшее развитие, способность к противодействию в случае военной опасности для государства.
Высшим командованием Вооруженных Сил является руководство Министерства обороны, возглавляемое Министром обороны Кыргызской Республики.

На сегодня численность кыргызстанских вооруженных сил по информационным источникам разнится от 7000 до 12000 человек - включая внутренние войска, Службу Национальной Безопасности и собственно армию.

(по материалам сайта )http://gazeta.kz/

Картина дня

наверх