На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

История Вооружённых Сил Туркменистана

 С середины 1990-х годов Туркмения провозгласила статус постоянного нейтралитета, признанный ООН, и принцип установления добрососедства со всеми соседними странами. В основу военной доктрины государства, разработанной под непосредственным руководством первого президента республики Сапармурата Ниязова, заложена политика неагрессивности и невоенного политического решения конфликтных ситуаций. За годы независимости был пройден нелегкий путь становления немногочисленной и, по оценкам многих специалистов, боеспособной армии. Хотя следует отметить, что структура туркменской армии практически осталась неизменной с советского времени.

Между тем туркменские вооруженные силы в настоящее время – одни из сильнейших среди бывших советских республик Средней Азии. Туркменская ССР некогда являлась базой 1-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа, главное операционное направление которого в случае войны было нацелено по оси Ашхабад–Тегеран на Багдад. Поэтому сильнейшие дивизии ТуркВО были дислоцированы в Туркмении, и после распада СССР этой республике достался крупнейший в округе армейский комплект вооружения и снаряжения.

Естественно, руководство нового независимого государства было неспособно управлять такой массой войск. Поэтому и был подписан в 1992 году "Договор о совместных мерах в связи с созданием вооруженных сил Туркмении", по которому Российская Федерация выступила гарантом безопасности этой страны. Части и подразделения пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под командованием России, а остальные воинские формирования бывшего Туркестанского военного округа постепенно переходили под руководство Ашхабада (в течение десяти лет). На переходный период Москва обязалась оказывать республике военно-техническую поддержку и выплачивать компенсации за право размещения на территории Туркмении своего оборудования.

Однако различия в понимании военного строительства и военно-политического курса привели к роспуску в 1994 году Объединенного командования, а в 1999-м – пересмотру Договора о пограничном сотрудничестве и полному выводу российских «зеленых фуражек». Хотя вся пограничная инфраструктура Туркмении досталась от СССР, это и сегодня определяет дислокацию ее сил вдоль туркмено-иранской и туркмено-афганской границ. Таким образом, уже более 7 лет пограничные войска подчиняются лишь своему главкому, а вооруженные силы республики с 1995 года – непосредственно Президенту республики.

Поскольку Туркмения единственная среди всех постсоветских стран не является членом какого-либо военно-политического или военного союза и достаточно прагматично уходит от выполнения многих политических и экономических задач Средней Азии, туркменские власти к решению своих военных проблем стали привлекать специалистов из разных государств, порой имеющих между собой весьма натянутые отношения. В частности, с 1999 года в Туркмении работают американские инструкторы, готовящие специальное подразделение пограничных войск для борьбы с доставкой и торговлей наркотиками. В 1999–2000 годах в Пентагоне прошли стажировку 13 туркменских офицеров.

Расплачиваясь поставками газа или вырученной за него валютой, Туркменбаши ремонтировал свои штурмовики Су-25 в Тбилиси, а истребители МиГ-29 – на Украине. Он покупал у Киева боевые катера, радары типа «Кольчуга», в России – любое другое оружие.

Туркмения является фактически наиболее нейтральным из всех государств на бывшей территории СССР. Туркмения не подписывала Договор о коллективной безопасности, не входит и в блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия и до недавнего времени Узбекистан). Подчеркнуто нейтральную политику вела Туркмения и в отношении афганской войны, поддерживая ровные отношения как с талибами, так и с Северным альянсом. Даже после событий 11 сентября 2001 года войска союзников так и не появились на территории республики, в частности, Ниязов отказал правительству Германии в предоставлении базы для немецких самолетов, аргументировав свою позицию тем, что республика намерена и дальше следовать принципам нейтралитета.
 
Говоря о вооруженных силах Туркмении, нельзя не отметить и некоторые специфические особенности, не присущие армиям других государств. По свидетельствам некоторых экспертов, которым удавалось посетить страну, и из сообщений местных средств массовой информации, военнослужащие активно привлекаются к строительным, хозяйственным и другим работам. В 2006 году госавтоинспекция была передана из министерства внутренних дел в распоряжение министерства обороны, создана служба государственного дорожного надзора Туркменистана. На дороги страны вместо милиционеров заступили солдаты. Освоили военнослужащие и профессию железнодорожных проводников и работают теперь на пассажирских рейсах. Как отмечает руководство железной дороги, с приходом солдат улучшилось обслуживание пассажиров.

По сообщениям газеты «Нейтральный Туркменистан», второй год в Ашхабадском производственном автотранспортном объединении несут военную службу почти 200 военнослужащих. Некоторые из них сдали экзамен и получили права на вождение грузовых автомобилей. Таких партий выпускников было несколько. Планируется также обучать солдат вождению троллейбусов, потом их будут использовать на пассажирских маршрутах троллейбусного хозяйства. Кроме этого, солдаты занимаются очисткой улиц, парков, скверов, вывозом мусора, поливом, посадкой деревьев и т.д. Кроме коммунальной сферы, они освоили пекарное дело. Хлеб ашхабадцам уже несколько лет в том числе пекут военнослужащие. В некоторых больницах и поликлиниках воины приступили к обязанностям младшего и среднего медицинского и технического персонала.

Десантные части и соединения

На территории Туркменской ССР (г. Иолотань) в последние годы перед распадом СССР дислоцировалась 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Бригада была выведена на территорию России, но один её батальон остался в Иолотани. Этот батальон был включен в состав формируемой туркменской армии и получил новое наименование - 152-й одшб.

152-ой отдельный десантно-штурмовой батальон дислоцировался в г. Иолотань до весны 2003 года и вскоре был передислоцирован.

По сообщениям в СМИ, на базе 152-й одшб была развернута 152-я отдельная воздушно-штурмовая бригада.
152-я овшбр в настоящее время (по состоянию на 2005 год) базируется на 99-ой авиационной базе "Мары-2".

Картина дня

наверх